Психология манипулирования людьми

Скрытое управление человеком и психология манипулирования

Манипуляция

Манипуляция

Наше общество — сложная, многогранная система, существующая по определенным законам. Часто эти законы идут в разрез с желаниями человека и он сталкивается с противодействием общества в своих стремлениях. Та же ситуация актуальна и в частных случаях взаимодействия с человеком — чтобы получить выгоду или решить задачу, необходимо преодолеть барьер сопротивления. Открыто заставлять личность действовать в собственных интересах неприемлемо, и не во всех случаях такие действия приносят результат. Как быть в этой ситуации? Можно воздействовать на человека скрыто, по большей части на бессознательном уровне, обходя его механизмы защиты и воли.

На чем основывается наука скрытой манипуляции

Техника манипулирования имеет свои, фундаментальные основы. Они заключаются в том, чтобы применять техники манипуляций, концертируя их на конкретной составляющей личности человека. Можно их назвать «слабыми звеньями», наименее защищенными точками, процесс воздействия на которые должен приносить лучшие результаты.

К таковым особенностям личности человека, относятся следующие:

  • — стремление к удовлетворению потребностей;
  • — слабости;
  • — неустойчивость психики;
  • — стереотипность мышления.

Манипулирование через потребности

Как мотивировать людей.png

Как мотивировать людей

Как мотивировать людей

 

Каждый человек имеет внушительный набор потребностей и ежедневно решает задачи по их удовлетворению. Из традиционных потребностей отмечают:

  • — физиологические;
  • — в защите;
  • — в самореализации;
  • — в принадлежности к общественным группам;
  • — в общении;
  • — в уважении.
Методы убеждения

Методы убеждения

Для каждого из видов потребностей существует свой прием манипуляции, но проще остальных работать с желаниями физиологическими. Классический пример — реклама чистой воды, медицинских услуг. В основе таких роликов обращение к аудитории через физиологическую потребность в здоровье.

Манипулирование через слабости

Личность живет с «тараканами в голове». Речь идет о многочисленных слабостях — фобиях, пороках, бессознательных стремлениях, зависимостях, увлечениях, предубеждениях. Зная хотя бы об одной из них, можно без труда взять личность под контроль.

Манипуляция особенностями человеческой психики

  • Процесс управления человеком в данном случае осуществляется с учетом следующих особенностей психических:
  • — отождествление(ощущение единого целого с внешним объектом — «его проблемы — мои проблемы»);
  • — заражение (принятие чуждого для себя эмоционального состояния и поведенческих реакций);
  • — воздействие первого впечатления;
  • — восприятие (субъективное принятие определенных качеств объекта).

Основные методы психологической манипуляции

Любой индивид — это непрочитанная книга. У каждого свой уровень образованности, воспитания, опыта житейского, генетических нюансов. Все это нужно учитывать при применении манипуляторных действий с психикой. Универсального метода управления не существует. Серьезные специалисты используют разнообразные техники на все случаи жизни. Но, к сожалению, обладая сильными знаниями, психологи не всегда используют их во благо человека. Нередко методы манипуляции применяют в корыстных целях изворотливые мошенники, лживые руководители, гипнотизеры. Только знание и понимание этих процессов поможет защитить себя от незаконного проникновения в сферу подсознания. Методов управления психикой масса. Подробно можно поговорить о распространенных примерах.

Манипуляции психическим сознанием

  • 1. Ложные переспрашивания и уточнения. Манипулятор переспрашивает и уточняет информацию, делая вид, что не понимает, далее повторяет сказанное ему частично, а остальное меняет так, как ему выгодно.
  • 2. Поспешность, перескакивание с тем разговора. В процессе разговора перескакивание с темы на тему не позволяет в полной мере осознавать сказанное. Тем самым, некоторая спорная информация, выгодная манипулятору, не будучи опротестованной, уходит на уровень подсознания. В дальнейшем, эта информация может влиять на сознание и менять уровень восприятия.
  • 3. Ложное уважение, чувство влюбленности. Один человек искусственно завышает уровень уважения к другому. Это уважение переходит в почитание, поклонение. Цель такого поведения ясна — попросить о серьезной услуге, которая не могла быть исполнена при иной линии поведения.

Воздействие на масс-медиа

  • 1. Первоочередность. Человек склонен доверять информации, которую получил первой. Эта особенность используется в политической борьбе. Если внезапно публикуется бездоказательный компромат на кандидата, дальнейшие опровержения имеют слабый эффект, даже если будут подкреплены неопровержимыми фактами.
  • 2. Создание образа врага. Искусственное создание угрозы может наэлектризовать обстановку в обществе и переключить внимание людей с насущных, реальных проблем. Сознание в измененном состоянии легче поддается манипуляциям.
  • 3. Смещение акцентов. В публикуемом материале нарочито устанавливается акцент на том, что выгодно манипуляторам. Нежелательная информация, напротив, всячески отодвигается.

Речевые психотехники.

Эта группа методов применяется тогда, когда прямое донесение информации запрещено или не будет иметь эффекта.

  • 1. Иллюзия выбора. Часто техника используется продавцами. Изначально у покупателя есть выбор «купить или не купить». Продавец в общении хвалит покупателя, как если бы он уже принял решение о покупке и подменяет его выбор «купить — не купить» на » купить это или то», создавая имитацию.
  • 2. Замаскированные команды. Часто приказной тон «Идите и сделайте» вызывает чувство протеста. Поэтому приказ маскируется просьбой » Пожалуйста, не могли бы вы пойти и сделать?».
  • 3. Фабрикация. В подаче информации манипулятор не совсем объективен. Факты, не поддающиеся проверке, излагаются с отклонением в сторону, выгодную для рассказчика.

Управление личностью

  • 1. Использование «ярлыков». Манипулятор создает негативный образ личности или коллектива путем навешивания «ярлыков» — оскорбительных метафор и эпитетов. В дальнейшем у толпы формируются негативные ассоциации и все идеи, предлагаемые объектом, будут восприняты «в штыки».
  • 2. Игра в простонародность. Активно используется в политической борьбе, предвыборной кампании. Манипуляторы пытаются установить близкие отношения с аудиторией, выдвигая идеи с ориентацией на потребности простого человека. Имидж кандидата формируется как «человека из народа», «близкого по духу», своего.

Яндекс.Метрика